Парк Гуэль в Барселоне



Парк Гуэль - особенная достопримечательность, добрая, приятная и поражающая архитектурными фантазиями.

Оказывается, он не сразу стал парком. Идея использования его территории изначально была совершенно иной. 

Здесь, среди природных и ландшафтных красот, планировалось создать, если выражаться современным языком, элитный коттеджный посёлок. Должен был появиться город-сад, отражающий идеи английских философов 19 века о здоровом образе жизни, сочетающем особенности городского и деревенского образа жизни.

Замысел этот был совершенно нехарактерным для застройки пригородных территорий конца 19 века. Его реализация началась с коммерческого союза 2-х людей - самого богатейшего в Каталонии текстильного магната Эусеби Гуэля, обладающего высоким эстетическим вкусом и безграничными возможностями «купить любую мечту», и гениального создателя архитектурных шедевров Антонио Гауди, заказчики которого безоговорочно верили в его абсолютный талант и были готовы отдать половину своих состояний на строительство зданий по его проектам.

Идея социального эксперимента по созданию города-сада, представляющего частный парк, в котором можно было продавать построенные особняки обеспеченным людям, принадлежала Гуэлю.

Для этого Гуэль купил ферму и соседние с ней участки земли в 4-х км от города, на окраине Барселоны - на склоне горы Пелада.

Территорию площадью 15 га он планировал разбить на 60 участков и построить на них комфортные дома в каталонском стиле. Разработку же инфраструктуры и ландшафтных решений Гуэль мог доверить только Антонио Гауди, который и занялся обустройством парка в ландшафтах холмов Пелады, проектированием сети дорог и тропинок, размещением будущих павильонов и стен, окружающих территорию, будущей колоннадой рыночной площади и верхней террасой, созданием скамейки-парапета и проектами домов.  

Девелоперские планы Гуэля, к его сожалению, рухнули. Потенциальных городских покупателей отпугивала удалённость территории от городского центра, а сельчан, напротив, близость к Барселоне, всех же совместно - жёсткие ограничения, введённые Гуэлем: запрет на использование построек под кафе, магазины, санатории, больницы, ремесленную и производственную деятельность.

В итоге, в 1914 году, после завершения работ по созданию инфраструктуры и начавшегося строительства, вместо 60 особняков появились лишь 2, один из которых выкупил Гауди, где после его смерти был создан музей самого архитектора, а в другом поселился друг Гауди, потомки которого и по сей день являются владельцами дома.

В третьем особняке, изначально служившим образцовым домом для покупателей, Гуэль разместил свою резиденцию, а потом - муниципальную школу. Городские власти не проявили никакого интереса ни к идее новой застройки, ни к школе.

После смерти Гуэля, в 1922 году его наследники продали территорию всего комплекса городу. Власти открыли здесь парк, который с того времени ежегодно посещают около 4 млн.человек.

Имя Гауди, ставшим автором паркового комплекса, сыграло главную роль в его феноменальной популярности. Создание публичного парка оказалось очень удачным решением, несмотря на то, что первоначальные планы постройки коттеджного посёлка провалились.

Итак, зная о об идеях и реалиях создания, что мы увидели в столь знаменитом парке.

По фантастическому замыслу Гауди, город-сад должен быть обособленным от внешнего мира. Как и в его время, он и сейчас представляет собой «сказочную страну» (философский рай), скрытую за каменной стеной, где у входа пряничные домики с керамической «сахарной глазурью» на крышах, напоминающие грибы, входная лестница с саламандрой, фонтан и керамические драконы сразу же настраивают на романтическое восприятие окружающей красоты. Всё пронизано символикой.

Наше внимание обратила причудливо изогнутая яркая и цветная скамья на центральной площади парка. Она сама по себе представляет  огромную абстрактную скульптуру. Её поверхность выложена яркими цветными мозаичными узорами, представляющими гигантскую головоломку из магических чисел, рисунков, формул и букв, написанных в перевёрнутом виде слов MАRIА и VIА (означает крестный путь), чтобы можно было читать их с небес; изображений раковин и бутылок, животных и цветов, рук, протягивающих крест. Все они несут в себе идеи радости, жизни, истинной Веры, Любви и Надежды. Всё это символично выражено в цветовом оформлении - в сливающихся в «божественную» белизну жёлтого, зелёного и синего цветов керамических осколков, с которыми контрастируют другие насыщенные цвета - красный (страсть), пурпурный (покаяние) и чёрный (скорбь). Все изображения наполнены религиозным смыслом и должны, по замыслам Гауди и Гуэля, заряжать жителей посёлка (но, как получилось в итоге, - посетителей парка!) религиозной энергией.

Гуляя по парку, было невозможно было не оценить оригинальные архитектурные и инженерные решения Гауди. Так, та самая разноцветная скамья находится на крыше нижней площадки и своей формой повторяет изгибы крыши. За краем разноцветной скамьи устроены желоба, по которым дождевая вода стекает вниз и попадает в колонны (внутри они полые), от них далее к фонтану у входа в парк, питая его.

Скамья и крыша расположены на центральной площади Grаn Plаcа Circulаr, а нижняя площадка с крышей - это  «Зал ста колонн» с волнообразным и украшенным потолком, в котором 84 колонны в дорическом стиле поддерживают своды зала.

Панорамы всего парка открылись во всей красе на террасе, которая находится выше главной площади парка. К ней можно подняться по каменным ступеням, а если забраться ещё выше, то можно попасть в «зелёную зону» парка, где очень интересно побродить по парковым дорожкам среди естественных полян и лесных островков и полюбоваться панорамами города.

Эта зона просто завораживающе красива! Гауди удивительным образом сформировал парковое пространство и максимально сохранил первозданность природных ландшафтов. Площадки общественных мест, ступенчатые террасы, облицованные диким камнем виадуки, пешеходные дорожки, коридоры, колонны, причудливые скульптуры, естественные пещеры и лес, смотровые площадки - и всё это на скалистой и очень неровной территории Пелады с перепадом высот в 60 м!

Парк Гуэль наполнил нас огромными впечатлениями и восхищением гениальным Гауди. 

Спускаясь по улице Carrer de la Mare de Déu de la Salut с жутко крутым спуском, мы ещё раз полюбовались воротами и домиками парка, его наружными стенами, запечатлели их на фотоснимках и попрощались…

День в Барселоне пролетел очень быстро, а неизведанного в этом огромном и прекрасном городе осталось много. Одного дня для Барселоны мало, очень мало, но пора было возвращаться в Кастельдефельс. Обратная поездка была удобной, если не считать часовую задержку с прибытием электропоезда. Программа вечера включала посещение ресторана и вечерний моцион по побережью.

Акклиматизировавшиеся, закалённые в «битвах» с волнами и морально подготовленные к круизу через день мы выехали в Барселону. Добравшись до памятника Колумбу, около которого находится  место посадки в шаттлы, доставляющие пассажиров к лайнерам, отправляющимся в разные стороны Средиземноморья, мы наконец-то оказались возле красавца Norwegian Epic, на котором нам предстояло совершить морское путешествие, ставшее рывком в сказочно красивую мечту…


« предыдущая страница

следующая страница »

Галина Романова







наверх

наверх