Церковь Санта-Мария-Сопра-Минерва в Риме






Санта-Мария-Сопра-Минерва – это единственный в Риме готический собор. Он расположен на одноименной площади недалеко от Пантеона, а свое имя церковь Санта-Мария-Сопра-Минерва получила от названия древнего храма Минерва, на месте которого она была возведена.

Как добраться до Санта-Мария-Сопра-Минерва

  • Станция метро Barberini

Из истории

Античный храм Минервы был построен Помпеем в I веке до нашей эры. В VIII веке этот участок заняли греки, а позже - в XIII веке здесь обосновались доминиканцы, которые строили эту церковь 90 лет с 1280 по 1370 годы.

Этот храм известен тем, что в него приводили еретиков, чтобы они публично отреклись от своих убеждений, а трибунал инквизиции заседал в монастыре, пристроенном к церкви. В числе тех, кто отрекся от своих «заблуждений» были Галилео Галилей и граф Калиостро. И если Галилей действительно когда-то сказал: "И все-таки она вертится", то эти слова он произнес именно здесь.

Перед храмом стоит интересная скульптура - мраморный слон, на которого архитектор Бернини водрузил в 1667 году небольшой египетский обелиск. Такие обелиски в древние времена привезли из Египта как военные трофеи и сейчас они украшают улицы Рима. Обелиск на слоне сменил несколько мест, в том числе он побывал у храма Исиды и наконец оказался на этой площади.

Интерьер Санта-Мария-Сопра-Минерва

Фасад церкви выглядит непримечательным, в отличие от просторных внутренних помещений с богатым и пышным убранством. Правда, глядя на интерьер и сводчатый синий потолок с золотыми звездами, можно не заблуждаться – в большинстве своем все это – результат реставрации XIX века.

Лучше заглянуть в боковые капеллы, вот здесь расположены сплошные подлинники, да еще в таком количестве, что их бы хватило на небольшой музей.

Слева от алтаря Вы увидите позднюю работу Микеланджело "Воскресший Христос", к которой не совсем удачно приложили руку его ученики, обув его в сандалии и, чтобы не смущать верующих, прикрыли Иисуса набедренной повязкой до колен. Правда, во время реставрации XIX века повязку минимизировали.

Справа находится капелла Карафа, где покоятся останки Папы Павла IV, который был известен как гонитель протестантов и автор "Индекса запрещенных книг". Роспись для капеллы по заказу его родственника выполнил живописец Филиппино Липпи, изобразивший Святого Фому Аквинского, который прерывает Благовещение, чтобы представить архиепископа Оливьеро Карафа. Здесь мы увидим фрески «Успение Богородицы», «Триумф Фомы Аквинского над ересью» и «Явление Христа Фоме Аквинскому». Капелла украшена балюстрадой и ангелочками работы Андреа Вероккьо. Капелла названа в честь Папы Павла IV, принадлежавшего к роду Карафа.

В капелле Франджипани Беато Анджелико выполнил роспись «Мадонна с младенцем». Сам художник Анджелико похоронен тоже здесь – его гробница расположена рядом с захоронением некого Джованни Арберини, заказавшего себе памятник из античной мраморной плиты с изображением льва и Геракла.

В третьей капелле справа – фрески Перуджино «Воскресенье», в пятой капелле – «Благовещенье» работы Антониаццо Романо. В храме также находятся скульптуры, выполненные Мино да Фьезоле и Бернини.

В базилике, кроме папы Павла IV, покоятся папы Урбан VII, Лев X и Климент VI, а также провидица, проповедница и покровительница Италии Святая Екатерина Сиенская I, дочь красильщика, сыгравшая немаловажную роль в возвращении римских пап из французского Авиньона в 1377 году.

Базилику Санта-Мария-Сопра-Минерва построили те же доминиканские мастера, что возвели и церковь Санта-Мария-Новелла во Флоренции. И если современный внешний вид базилики особенным ничем не отличается, то внутреннее убранство достойно самых высоких похвал, ради которых непременно стоит зайти в церковь (вход свободный).


« предыдущая страница

следующая страница »





распечатать
путеводитель


наверх

наверх