www.trip-guide.ru - города и достопримечательности России

Путеводитель по Суздалю



Содержание



Суздаль на карте



Суздальский кремль

номер на карте

1

www.trip-guide.ru
/page_20978.htm

Суздальский кремль

Суздальский кремль является сердцем города и его главной достопримечательностью. Это первоначальное ядро города и его исторический центр. Вместе с тем, после вражеских набегов и пожаров из всех древних построек выстоял только ансамбль Архиерейских палат с Рождественским собором и колокольней. Впрочем, от этого кремлевские памятники становятся еще более ценными и значимыми.

Суздальский кремль не имеет привычной крепостной стены с башнями, как, например кремль в Москве или Нижнем Новгороде, Казани или Астрахани. Вместе с тем, здесь сохранились высокие валы и восточной ров.

Суздальский кремль - режим работы

  • Ежедневно, кроме вторника с 10:00 до 18:00
  • Выходной день - вторник и последняя пятница месяца
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Суздальский кремль - стоимость билетов

Билет для посещения Архиерейских палат XV-XVIII вв.. Экспозиции: Крестовая палата, «История Суздаля», «Древнерусская живопись», «Иорданская сень», «Суздаль. 100 лет назад»:

  • Взрослые - 250 руб.
  • Школьники, студенты и пенсионеры - 120 руб.

Билет для посещения Рождественского собора:

  • Взрослые - 100 руб.
  • Школьники, студенты и пенсионеры - 50 руб.

Суздальский кремль - из истории

Впервые древний город упоминается в летописи 1024 года, однако, еще в X веке, то есть задолго до основания Москвы, здесь был построен деревянный Кремль, но от той древней постройки остались лишь валы.

XII век стал временем расцвета города - даже Юрий Долгорукий переносит сюда столицу своего княжества из Ростова Великого и строит свою резиденцию в Кидекше. При нем появилось много храмов, Суздаль становится центром религиозной образованности и столичным городом.

В то время Суздальский кремль был весьма мощным укреплением - с северо-запада его защищала река Каменка, а с трех других сторон - валы, насыпи с деревянными оградами сторожевыми башнями. Также в качестве преграды для противника был вырыт ров, который заполнялся водой. В крепости жили только князья и их подчиненные (княжеская дружина), а также епископ со своим окружением.

В Суздальском кремле возводятся храмы, среди которых и сохранившийся до наших дней Рождественский собор.

Несколько веков Суздаль был многолюдным и богатым городом, но борьба между московскими и местными князьями закончилась победой более сильного московского князя Василия I. В 1392 году великокняжеский престол переносится в Москву, а Суздаль становится рядовым городом Московского государства.

Пожар 1719 года уничтожил все деревянные оборонительные строения, поэтому мы можем наблюдать только каменные храмы и архиерейский дом.

Кроме Рождественского собора, несмотря на солидный возраст, хорошо сохранились такие постройки Суздальского Кремля, как соборная колокольня и ансамбль Архиерейского двора, скромная Никольская церковь (летняя и зимняя), а также Успенская церковь.

Соборная колокольня

С южной стороны от Рождественского собора Вы увидите соборную шатровую колокольню - это первое каменное сооружение такого назначения в Суздале (построена в 1635 году). Обратите внимание, что на часах с курантами - старославянские буквы.

Архиерейские палаты

Ансамбль Архиерейских палат занимает центральную часть Суздальского кремля. Его строительство выполнялось с XV до конца XVII века. Архиерейские палаты предназначались для проживания церковных глав, поэтому включали в себя трапезную палату, домовую епископскую трапезную церковь, а также комплекс построек хозяйственного назначения.

Территория архиерейского двора окружена невысокой кирпичной оградой с воротами и колокольней. Парадный вход палат ведет в Крестовый зал (это торжественный приемный зал суздальских митрополитов).

Крестовый зал имеет площадь около 330 кв. метров, его высота – 7,7 метров. Причем, своды зала не поддерживались ни одним столпом. К сожалению, на сегодняшний день древние своды не сохранились. Интерьер Крестовой палаты восстановлен по чертежам XVIII века. Основным украшением зала являются портреты царей и глав духовенства, а также иконы. Все представленные в зале экспонаты имеют огромную историческую и культурную ценность.

В наше время в одном из помещений Архиерейских палат открыт ресторан, где предлагаются блюда русской кухни, а их в меню – более 120 и попробовать их можно только здесь.

Никольская церковь

В юго-восточной части Суздальского кремля, рядом с Никольскими воротами, расположена летняя каменная Никольская церковь. Первоначально церковь была деревянная, но пожар 1719 года разрушил ее. Храм строится заново в камне, это была первая восстановленная после пожара церковь.

Найдены документы, свидетельствующие о том, что при Никольском храме был монастырь, упраздненный в 1726 году епископом Иоакимом.

Для Суздаля характерны парные храмы (летний и зимний), что редко наблюдается в других городах. Рядом с летней Никольской церковью в 1775 году построен парный зимний храм, освященный в честь Рождества Христова - Христорождественская церковь.

Христорождественская церковь

В этой церкви проходили зимние богослужения. Как и многие теплые храмы, Христорождественская церковь по своей форме проста, непритязательна и напоминает жилой дом. Стены строения побелены, окна устроены в виде арок с каменными наличниками.

Сочетание такой незатейливой постройки с главным храмом подчеркивает значимость и нарядность последнего.

Эти две церкви попали в съемки фильма «Женитьба Бальзаминова», вспомните эпизод с участием Нонны Мордюковой, когда барыня в ее исполнении крестится на храм.

Деревянная Никольская церковь из Глотово

В Суздальском кремле есть еще одна Никольская церковь, деревянная. Она стала первым экспонатом музея деревянного зодчества. Ее перенесли сюда по инициативе историка Алексея Дмитриевича Варганова (без согласования с чиновниками) из села Глотово, где она стояла заброшенной и буквально погибала на глазах.

Церковь была типичным образцом сельского храма и ее необходимо было срочно спасать. Постройку разобрали по бревнышку, а затем собрали на новом месте и провели реставрацию. За свою инициативу А.Д. Варганов был вызван на ковер в Обком КПСС, где ему пришлось доказывать, что церковь является не только православным храмом, но и важнейшим памятником архитектуры, образцом как умело и красиво много веков назад строили наши предки.

Никольская церковь – это типичный образец сельского храма, по форме напоминающий обычный деревянный дом. Состоит из двух срубов разной высоты, галереи и крыльца. Это первая постройка, положившая началу создания в Суздале музея деревянного зодчества.

Никольская церковь расположена на территории Суздальского кремля (вне музея деревянного зодчества, который в настоящее время насчитывает около двадцати памятников. Как говорят местные жители, Никольской церкви теперь не так одиноко и скучно - она уже может видеть через реку другие церкви и переговариваться с ними.

Успенская церковь

В восточной части Кремля можно увидеть нарядную красно-зеленую Успенскую церковь (она расположена со стороны Торговой площади). Храм построен в редком для Суздаля стиле нарышкинского или московского барокко. Обратите внимание на необыкновенно красивое резное оформление оконных проемов и небольшую главку, установленную на необычном двухъярусном барабане.

История этой старинной церкви началась еще в XV веке. Тогда в этой части Кремля находился Княжеский двор Ивана III, где была сооружена деревянная Успенская церковь. Во время пожара 1650 года храм и колокольня были уничтожены. Новые постройки церкви Успения Божией матери и колокольни были выполнены в камне.

Пожар 1719 года снова повредил постройку. Успенская церковь была перестроена (ее верхняя и нижняя часть относятся к разным эпохам строительства).

Суздальский кремль - официальный сайт

Суздальский Кремль является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника:

www.vladmuseum.ru

Суздальский кремль – это главное украшение города. Его архитектурный ансамбль отражает всю историю Суздаля, начиная от князя Владимира Мономаха. И хотя сам город небольшой, но по числу архитектурных памятников, приходящихся единицу площади, он превосходит многие крупные туристические центры. (В городе на каждом квадратном километре, в среднем, - 20 памятников). Интересно, что в Суздале запрещена современная застройка, в городе нет домов выше трех этажей.



Рожественский собор

номер на карте

2

www.trip-guide.ru
/page_249.htm

Богородице-Рождественский собор Суздальского кремля

Рожественский собор Пресвятой Богородицы – это действующий православный храм, расположенный на территории Суздальского Кремля. Входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника и принадлежит Владимирской и Суздальской епархии. Рожественский собор прославился своим великолепным убранством, здесь сохранились уникальные Златые ворота, а также старинный иконостас и фрески.

Режим работы Рождественского собора Суздаля 2017

  • Ежедневно, кроме вторника с 10:00 до 18:00
  • Выходной день - вторник и последняя пятница месяца
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Стоимость билетов в Рождественский собор Суздаля 2017

  • Взрослые - 100 руб.
  • Школьники, студенты и пенсионеры - 50 руб.

Из истории Рождественского собора

В конце X века при Владимире Святом, которого также называли Владимиром-Крестителем, происходит крещение Руси. Приходит христианство и в Суздальский край. Именно к этому времени относится строительство деревянной церкви во имя Рождества Христова.

Первый каменный храм, ставший оплотом православной церкви в крае, был сооружен в начале XII века при Владимире Мономахе. Его строительство велось киевскими мастерами. Он был выполнен из тонкого кирпича, так называемой плинфы.

В 1222 году великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем и епископом Симоном вместо старого обветшавшего храма был заложен новый белокаменный Рождественский собор. Строительство велось три года и завершилось в 1225 году.

В 1445 году храм был сожжен воинами Золотой Орды, его верхняя часть обрушилась. Рождественский собор был восстановлен в 1528 году: старые стены разобрали до декора с женскими масками и заменили на кирпичные. В XVII веке храм становится пятиглавым, в это же время была обновлена роспись стен. Огромные луковичные главы установлены в 1750 году.

Рождественский собор - это единственный сохранившийся памятник домонгольской эпохи в Суздале, правда, от постройки XIII века сохранились только нижняя часть стен, а верх храма относится к XVI веку и выполнен он из кирпича.

Рождественский собор - описание

Длина храма составляет 24,5 метра, высота - около 33 метров. Первоначально, когда храм был трехглавым, по его образцу строились другие трехглавые соборы, так, в XIV - XV веках были возведены Успенская церковь в Коломне и Благовещенский храм в Московском Кремле.

Рождественский собор стал первым городским собором в Суздале, то есть он был не княжеским и не монастырским, а предназначался для богослужения большого числа горожан.

Внутреннее убранство

В прежние времена алтарь находился за белокаменной алтарной преградой. Ныне существующий иконостас выполнен в конце XVII века, известно, что одним из мастеров был знаменитый иконописец того времени Григорий Зиновьев.

Пятиярусный иконостас отличается простотой и монументальностью: строгие фигуры святых склонились к центральному образу - лику Христа.

Пол храма был украшен цветными майоликовыми плитками, уложенными в виде узоров. Драгоценную утварь для храма привозили купцы из разных стран. Внутреннее убранство церкви сильно пострадало в Смутное время и во времена татаро-монгольского нашествия.

Роспись храма

Храм был расписан вскоре после постройки, 1230-1233 годах, но из-за пожара и обрушения в 1445 году, а также последующей перестройки от древней росписи уцелели только фрагменты в нижней части стен. После того, как они были расчищены от поздних наслоений, был восстановлен фрагмент древнего шедевра.

Росписи выполнены мастерами Суздаля при епископе Митрофане, предположительно, он сам выбирал темы и сюжеты живописи.

Белокаменная резьба

Как и многие Владимирские храмы, церковь была украшена великолепной белокаменной резьбой, фрагменты которой дошли до нашего времени. На стенах можно видеть самые разные изображения: это женские лики, белокаменные львы и растительный орнамент.

Золотые ворота

Золотые ворота – это уникальное произведение древнерусских мастеров, созданное в 20-30-х годах XVIII века. Ворота состоят из двух створок, каждая из которых имеет семь рядов массивных пластин, установленных в два ряда и обитых снаружи медными листами.

Пластины стыкуются между собой с помощью металлических валиков. Все детали ворот покрыты золочеными рисунками с орнаментом, изображениями фантастических зверей и птиц, сюжетами на библейские и евангельские темы.

Техника изготовления золотых ворот называлась огненным золочением. На черной медной основе с помощью проволоки выполнялся рисунок, который заполнялся золотом, растворенным в ртути. После нагрева пластин ртуть испарялась, а золото навечно сливалось с медью.

Ручки дверей сделаны в виде львиных голов, держащих в пастях тяжелые бронзовые кольца.

Рождественскому собору был нанесен значительный урон во время монголо-татарского нашествия в 1238 году. Предполагают, что именно тогда были вывезены северные Золотые ворота, а южные и западные сильно пострадали и были восстановлены в конце XIII века.

Одна из достопримечательностей Суздальского Рождественского Собора - царь-фонарь XVII века. Его вес составляет 160 килограммов и использовался он во время крестных ходов.

Захоронения в Рождественском соборе

В XII веке в храме были похоронены сыновья Юрия Долгорукого – князья Иван и Святослав, брат Александра Невского - Андрей. В XV-XVII веках здесь свое пристанище нашли князья Шуйские и Вольские, Ногтевые и Скопины-Шуйские.

Первоначально в храме было множество гробниц князей и епископов, их число доходило до 40. По этой причине в церкви было темно и тесно. При митрополите Илларионе, возглавлявшем епархию, хоры были разобраны, устроены красивые окна, а многие гробницы были упразднены. Храм стал светлым и просторным.

Рождественский собор Суздаля - официальный сайт

Храм и Суздальский Кремль являются частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника:

www.vladmuseum.ru

С 1992 года Рождественский собор находится под охраной ЮНЕСКО как Белокаменный памятник Владимира и Суздаля.



Покровский монастырь

номер на карте

3

www.trip-guide.ru
/page_134.htm

Покровский монастырь в Суздале

Покровский монастырь – это действующий женский монастырь, расположенный на реке Каменке в Суздале. Обитель известна тем, что в ней находились в заточении знатные женщины, попавшие в опалу. В 16 - 17 веках Покровский монастырь был одним из самых больших в Русском государстве.

Основание Покровского монастыря

Обитель была основана в 1364 году суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем. Во время похода на Волгу князь Андрей подвергся смертельной опасности и в благодарность за свое спасение построил в Суздале обитель в честь Покрова Богоматери.

Эти старинное деревянное сооружение до наших дней не уцелело.

 

Покровский монастырь – из истории

Ныне существующая обитель была построена значительно позднее – в начале XVI века при Московском князе Василии III. Царь пожертвовал большие средства на возведение Покровского собора, Святых ворот с надвратной церковью и колокольни. Эти строения сохранились, а сооруженные в то время кельи и ограды не дошли до наших дней.

Щедрые вложения князь делал не напрасно: в 1525 году он обвинил свою первую жену Соломонию Сабурову в бесплодии и насильно заточил ее в обители.

Судьба этой женщины трагична: 20 лет она была замужем, но так и не родила наследника. Государь решил нарушить обет, данный при венчании и развестись с супругой. Сначала Соломонии предложили добровольно принять постриг, но после отказа ее насильно вывезли из дворца, постригли в монахини под именем Софьи и заточили в Покровском монастыре.

Существует легенда, что через несколько месяцев Софья родила мальчика и назвала его Георгием. Для безопасности она отдала его на воспитание и в тоже время инсценировала смерть и погребение ребенка.

В 1935 году в усыпальнице Покровского собора, действительно, был обнаружен детский гробик с куклой. Возможно, тем самым Соломония хотела доказать, что не бесплодна, а, возможно, она, на самом деле, родила и скрыла своего сына. Эта тайна рождения ребенка так и осталась нераскрытой.

Сама «невольная монахиня» оставалась в обители 17 лет до своей смерти в 1542 году.

 

Василий III переступил через все законы, Божеские и человеческие. Совершив одно беззаконие, государь решается и на второе. Через два месяца государь женился на княжне Елене Глинской, от которой через четыре с половиной года у них родился сын царевич Иван. По легенде, в час его рождения прокатился страшный гром, молния блеснула, и земля заколебалась. Через два года у Василия и Елены родился второй сын Юрий.

Первый сын Иван Грозный вошел в историю как кровавый убийца. Возмужав, он убил своего брата Юрия и его жену, собственного сына Ивана, убил тысячи человек, развязал бесполезную и позорную Ливонскую войну.

Среди многих знатных женщин, заточенных в обители были еще две царицы. Мария Петровна, супруга Василия IV Шуйского, попала в монастырь в 1610 году после свержения супруга.

Царица Евдокия Федоровна, урожденная Лопухина, жена Петра Первого была заточена в обитель в 1698 году. Приняв постриг под именем Елена, она провела здесь почти 20 лет. Благодаря покровительству Ростовского епископа Досифея, монахиня пользовалась большой свободой. Она не носила монашеского платья и виделась со всеми, кто навещал ее. А когда Елена влюбилась в гвардии майора Степана Глебова, началось расследование. Приехал Петр Первый и по его приказу Глебов и епископ Досифей были зверски убиты, а инокиню Елену отправили в Шлиссельбургскую крепость, освободили ее уже при Екатерине I.

В усыпальнице Покровского монастыря погребены царицы и великие княгини, а также знатные женщины аристократических родов Древней Руси: Александра, дочь Ивана III и Соломония Сабурова жена Василия III, Анна Васильчикова пятая жена Ивана IV и Евдокия Нагая, первая жена Владимира Старицкого, Евпраксия Пожарская и другие.

В Советское время Покровский монастырь был закрыт, в нем находилась биохимическая лаборатория. В 1950-х – 60-х годах прошла реставрация обители.

В 1980-е годы на ее территории работал туристический комплекс с бассейном и баром, для размещения туристов были построены избы-кельи. В соборе размещался концертный зал.

В 1992 году обитель вернули церкви, возобновляется монастырская жизнь, а в построенных избах-кельях, разместились монахини.

Покровский собор

Собор был возведен в 1510 – 1518 годах на месте старой деревянной церкви. Храм является главным зданием обители и представляет собой трехкупольное сооружение на высоком цоколе, окруженное двухэтажной галереей, на которую ведут две лестницы.

Внешнее убранство храма скромное, но строгий его вид смягчают мелкие детали, храм украшен белокаменной резьбой, напоминающей резьбу по дереву.

В 1958 году проведена реставрация собора, вернувшая ему первоначальный вид.

Внутри храм не имел стенной росписи, а пол его был покрыт черными керамическими плитками. В ризнице находились подаренные Иваном Грозным драгоценности и утварь.

Святые ворота

Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью – это уникальное сооружение, служившее мощной крепостной башней и одновременно церковью. Трёхглавый храм расположен в верхней части массивного четверика и по своей композиции напоминает Покровский собор.

Крепостная башня имеет две арки – большую проездную и малую для пешеходов. Фасады башни украшены белокаменной резьбой - затейливым декором. Как и собор, надвратная церковь неоднократно перестраивалась и сейчас ей возвращён первоначальный вид.

Колокольня

Шатровая колокольня, находящаяся рядом с собором, была построена в 1515 году. В нижней ее части расположена церковь Происхождения Древ Креста Господня. Первоначально строение имело форму восьмерика, увенчанного главкой.

В конце XVII века церковь надстраивается ярусом, украшенным арочными проемами и высоким шатром со слуховыми окнами. На колокольне было три больших колокола и три колокола «зазвонных».

Колокольня и собор соединены крытой галереей, богато украшенной декором.

Трапезная и Зачатьевская церковь

Первая Зачатьевская церковь XIV века была деревянной, а каменное строение было сооружено в 1551 году на средства Ивана Грозного после смерти его годовалой дочери.

Трапезная представляет собой двухэтажное здание, к которому примыкает небольшая Зачатьевская церковь с маленькой главкой. Единственным украшением здания является орнамент в виде ромбов, выполненный по всему периметру. С западной стороны храма пристроена шестигранная звонница с арочным ярусом. На ней висел великопостный колокол и были установлены часы с «перечасьем». Апсида (алтарный выступ) была пристроена к церкви в XVII веке.

Рядом находились хозяйственные помещения, одно из них – поварня XVII века была восстановлена во время реставрации.

Ограда

Первая ограда была деревянной, а каменное ограждение было построено в XVI веке и представляло собой невысокие белоснежные каменные стены с девятью башнями.

В течение трех столетий башни и стены перестраивались, а самая последняя реставрация прошла в 1958 году. Сейчас в ограде сохранились фрагменты XVI, XVII и XVIII веков.

Старые башни XVII века расположены в северной части и напоминают крепостные стены, хотя ограда для обороны никогда не предназначалась и имеет чисто декоративный характер.

Главный вход располагался с южной стороны и выходил на старинную московскую дорогу «Стромынку».

Покровский монастырь является одним из лучших памятников архитектуры и истории Суздаля. Обитель находится под охраной Юнеско.



Спасо-Евфимиев монастырь

номер на карте

4

www.trip-guide.ru
/page_135.htm

Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь – это действующий мужской монастырь, расположенный на реке Каменке в Суздале. Обитель создавалась как крепость, способная защитить от внешних и внутренних врагов. Спасо-Евфимиев монастырь часто называли Русской Бастилией, поскольку с XVIII века она использовалась как тюрьма, лагерь НКВД и политизолятор. 

Режим работы 2017 Спасо-Евфимиева монастыря

  • Ежедневно, кроме понедельника с 10:00 до 18:00
  • В субботу время работы продлено до 20:00
  • Выходной день - понедельник и последний четверг месяца
  • Кассы закрываются на полчаса раньше
  • Колокольные звоны ежедневно, кроме среды, в 10:00, 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00.

Стоимость билетов 2017 в Спасо-Евфимиев монастырь Суздаля

Единый билет:

  • Взрослые - 400 руб.
  • Школьники, студенты и пенсионеры - 200 руб.

Билет на звонницу (с экскурсионных обслуживанием):

  • Взрослые - 200 руб.
  • Школьники, студенты и пенсионеры - 100 руб.

Единый билет включает в себя посещение экспозиций и выставок:

  • Территория монастыря
  • Спасо-Преображенский собор
  • «Книга шести столетий»
  • «Суздальская тюрьма»
  • «Дмитрий Пожарский - национальный герой России»
  • «Золотая кладовая»
  • Музей наивного искусства России
  • «Русская икона 18 - начала 20 века»
  • «История суздальских монастырей»
  • «Сплетение судеб»
  • Музей реставрации «Побеждая время...»

Основание Спасо-Евфимиевого монастыря

В середине XIV века суздальско-нижегородские князья Борис и Андрей Константиновичи решили основать в Суздале монастырь во имя Преображения Господня. Место для обители они выбрали на левом берегу Каменки на окраине Суздаля, где архиепископ Суздальский Иоанн поставил крест. В 1452 году на этом месте были построены кельи, ограда и каменный Спасо-Преображенский собор.

По просьбе князей, настоятель Нижегородского Печерского монастыря преподобный Дионисий прислал в Суздаль своего 36-летнего ученика Евфимия. Молодой, но опытный Преподобный Евфимий стал игуменом обители и в течение пятидесяти двух лет до самой смерти, в 1404 году, исполнял эту обязанность. В честь своего наставника обитель получила имя Спасо-Евфимиев монастырь.

Спасо-Евфимиев монастырь – из истории

7 июля 1445 года рядом с обителью произошло сражение между войском московского великого князя Василия II (Темного) и казанскими татарами под руководством царевичей Якуба и Мануша, сыновей хана Улу-Мухаммеда.

Василий II с полуторатысячным войском нанес поражение воинам царевичей и они отступили, но когда князь стал их преследовать, татары неожиданно повернули назад и нанесли сокрушительный удар по русскому войску.

В бою Василий II сражался смело, но получил ранение и в результате он и его двоюродный брат Михаил Верейский, сын Андрея Пожарского, были взяты в плен. В соответствии с кабальным договором 1 октября 1445 года они были освобождены. Видимо, по условиям договора была заплачена немалая сумма, а также несколько городов были отданы на кормление.

Предположительно, по этому договору, в Мещере было создано Касимовское ханство, первым ханом которого стал сын Улу-Мухаммеда - царевич Касим.

Одержав победу, татарские царевичи останавливались в Спасо-Евфимиевом монастыре, но обитель не сожгли и не ограбили.

Создание крепости

В 1670-1680-е годы Спасо-Евфимиев монастырь укрепляется - вокруг него сооружаются крепостные стены и двадцать башен с бойницами и амбразурами. Протяженность стен составила 1200 метров, причем со стороны реки и берегового обрыва стены и башни были невысокие, а с юга, на ровной местности, крепостные стены и башни строятся более мощными и высокими.

Спасо-Евфимиев монастырь стал сильнейшей крепостью, где правители могли скрыться и отбиваться от восставших. На его территорию также были доставлены пушки и большое количество оружия.

Обитель так и не исполнила функцию обороны, поскольку вскоре после того, как она была сооружена, нападения прекратились.

Спасо-Евфимиев монастырь - проездная башня

Самой красивой крепостной башней обители является огромная проездная башня. Это четырехугольное строение высотой 22 метра увенчано шатром с башенкой и флюгером в виде флажка. Башня имеет две проездные арки, в которых в настоящее время расположены билетные кассы и книжная лавка.

Стены нижней части здания ровные, здесь расположены только два киота для икон, а выше находятся бойницы.

Верхняя часть башни щедро украшена декоративными элементами - кирпичными наличниками, карнизами и поясками.

Надвратная церковь в честь Благовещения над Святыми воротами построена в XVI – первой половине XVII веках и после возведения крепостной стены оказалась внутри обители.

Башни, выходящие на восточную и западную сторону, имеют более простой декор.

Спасо-Преображенский собор

Главное строение обители – это Спасо-Преображенский собор, возведенный в середине XVI века. Еще раньше, в 1507-1511 годах, была построена небольшая церковь над могилой преподобного Евфимия Суздальского. Сейчас она примыкает к юго-восточному углу собора и называется Евфимьевским приделом.

В XVII веке храм был украшен наружной росписью. В 1865 году с северной стороны построен придел во имя Сергия Радонежского.

Роспись внутри собора относится к 1689 году, стены были расписаны костромскими мастерами под руководством известных живописцев Гурия Никитина и Силы Савина. На фресках изображены цари Михаил Федорович, его сын Алексей Михайлович и Великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо.

Роспись Евфимьевского придела рассказывает о жизни преподобного Евфимия Суздальского. Одна из композиций особенно интересна – на ней изображен с чертежами в руках Святой Евфимий, руководящий строительством обители.

В ризнице собора хранились богатые вклады, сделанные Василием III, Иваном Грозным и князем Дмитрием Пожарским.

На площади перед Спасо-Преображенским собором находятся два строения – Звонница и Трапезная с церковью Успения.

Звонница

Звонница сооружена в начале XVI века, позже она несколько раз перестраивалась. Внизу строения была устроена маленькая церковка во имя Рождества Иоанна Предтечи. Вероятно, она была сооружена в честь рождения сына Ивана у князя Василия III в 1530 году (будущего Ивана Грозного).

Часы на звоннице размещались на четырехугольной башенке с восточной и западной сторон, сейчас там остались только циферблаты.

Подбор колоколов звонницы был уничтожен в 1932 году. В настоящее время на звоннице установлено 19 колоколов, взятых с других колоколен. Самый старинный из колоколов относится к концу XVI века.

Звон колоколов не связан с проведением богослужений, а выполняется во время экскурсий сотрудниками музея пять раз в день.

Трапезная с церковью Успения

Успенская Трапезная церковь расположена напротив Звонницы. Построена в 1525 году, увенчана шатром с двумя ярусами кокошников.

С восточной стороны к храму примыкает небольшая церковь с тремя ярусами кокошников и изящной главкой - придел мученика Диомида.

С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную Трапезную палату. В прежние времена Трапезную палату украшали фрески, но к настоящему времени они не сохранились.

Первый этаж Трапезной палаты занимали хозяйственные помещения, а на верхнем этаже находился трапезный зал.

Спасо-Евфимиев монастырь как место заключения

Начиная с XVIII века, обитель стала использоваться как место заточения лиц, неугодных власти. В 1766 году, по приказу Екатерины II, здесь была организована тюрьма для «безумствующих колодников», а затем сюда стали попадать и здоровые люди, не согласные с политикой государства или церкви. Здесь содержались духовные лица, даже епископы, староверцы и сектанты, в заточении находились некоторые участники пугачевского восстания и декабрист Федор Шаховской.

Узники помещались в тюрьму без конкретного срока, с формулировкой «до исправления» или «навсегда».

Попасть сюда могли не только провинившиеся люди, но и, просто, неугодные кому-то. Так, вина человека могла состоять в том, что он не посещает церковь или не признаёт священников, а, возможно, его действия на свободе стали кому-то мешать.

Специальной одежды для заключенных не было, находились здесь в своем.

С 1923 году в тюрьме организуется лагерь для перевоспитания идейных противников советской власти, а с 1935 года – тюрьма особого назначения НКВД.

Во время войны сюда свозились те, кто побывал в плену. Только за один год здесь прошли «проверку» более 8000 человек, многие из которых были отправлены в ГУЛАГ и затем уничтожены.

Затем здесь содержались офицеры немецкой армии, попавшие в плен, среди которых был и командующий немецкой армией под Сталинградом фельдмаршал Фридрих Паулюс.

В послевоенное время в обители находилась колония для мальчиков, а затем – для девочек.

С 1967 года колония закрыта и в стенах Спасо-Евфимиева монастыря больше не было заключенных.

Спасо-Евфимиев монастырь - официальный сайт

Спасо-Евфимиев монастырь входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника:

www.vladmuseum.ru

Комплекс построек обители является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника, экспозиции которого посвящены истории и искусству Суздальской земли.  Спасо-Евфимиев монастырь внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.



Васильевский монастырь

номер на карте

5

www.trip-guide.ru
/page_20979.htm

Васильевский собор с колокольней Васильевского монастыря 1662 г. в Суздале

Васильевский монастырь – один из самых древних монастырей на Руси и единственная обитель, освященная в честь святителя Василия Великого. Большинство исследователей считает, что Васильевский монастырь основан по велению князя Владимира Красное Солнышко.

Древнерусский князь Владимир Красное Солнышко – князь новгородский и киевский, обративший Русь в 988 году в православную веру. Историки за благородные и праведные дела назвали его Великим, а православная церковь причислила к лику святых. Народ дал ему уважительное былинное прозвище - Владимир Красное Солнышко.

Ежегодно в день престольного торжества 14 января для участия в божественной литургии в Васильевский монастырь приезжают паломники из Москвы и Иваново, Владимира и других центральных областей России.

О значимости обители говорит тот факт, что царь Михаил Романов называл монастырь своим царским богомольем.

Посетив обитель, Вы осмотрите Свято-Васильевский собор, колокольню и Сретенскую церковь. Здесь Вы ощутите умиротворение, насладитесь тишиной и покоем, почувствуете дух русской души.

Васильевский монастырь расположен по дороге из Суздаля в село Кидекша.

Васильевский монастырь - из истории

Князь Владимир - Красное солнышко приехал на северо-восток княжества со своими епископами, чтобы крестить жителей суздальской земли. Крещение проходило в реке Каменке в том месте, рядом с которым сейчас находится Васильевский монастырь. Тогда же, в 990 году, князь Владимир приказал построить на высоком обрывистом берегу Каменки маленький деревянный храм (тогда северо-восточная Русь была деревянной и своего камня здесь не было). Осветили храм в честь Святителя Василия Великого.

(Князь Владимир был крещен с именем Василий в честь Святого Василия Великого).

Храм, воздвигнутый князем Владимиром в честь своего небесного Ангела-хранителя, стал первой постройкой крепости, сооруженной на этом месте. Первоначально это укрепление выполняло роль форпоста на окраине Суздаля, а позже здесь поселились монахи и была создана мужская обитель, существующая и поныне.

Васильевский монастырь – постройки

Васильевский собор

В 1662-1669 годах вместо деревянной церкви на территории обители возводится каменный соборный храм Василия Великого. Интересно, что, по замыслу архитектора, планировалась трехглавая церковь, но в результате все же был возведен однокупольный храм.

Внутри здания стены и свод украшены живописью, пятиярусный иконостас украшен резьбой. В целом, оформление храма очень простое.

К западу от него возвышается трехъярусная колокольня, возведенная значительно позже – в XIX веке. Всего здесь шесть колоколов, а общий их вес – около 170 пудов. Иконостас колокольни двухъярусный.

Сретенская церковь

Сретенская трапезная церковь расположена рядом с собором, это теплый двухэтажный храм. Обратите внимание на форму этого строения – она напоминает корабль. Западная часть более широкая, а восточная закруглена, середина постройки возвышается над основным объемом. Храм был построен в конце XVII века и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Монастырская стена сооружена в конце XVIII века, она окружает постройки обители с трех сторон. Большое каменное двухэтажное здание сооружено позже, в 1860 году. В нем располагались настоятельские покои и братские кельи, кухня и трапезная.

При советской власти Васильевский монастырь был закрыт и только в 1995 году началось его возрождение как мужской обители.



Ризоположенский монастырь и Красные ворота

номер на карте

6

www.trip-guide.ru
/page_20980.htm

Красные ворота Ризоположенского монастыря в Суздале

Ризоположенский монастырь – один из самых древних сохранившихся монастырей России и поэтому его непременно стоит посетить. Здесь расположены такие памятники архитектуры, как Ризоположенский собор и Колокольня, Красные ворота и Сретенская церковь. Кроме того, Вы сможете подняться на смотровую площадку колокольни, с которой открываются прекрасные виды на Суздаль.

Обитель находится в некотором удалении от туристических троп, где нет экскурсоводов и табличек-указателей, а также суеты и шума. Здесь в полной мере Вы почувствуете спокойствие и умиротворение.

Это действующая женская обитель, расположенная к северу-востоку от Суздальского кремля. Напомним, что в Суздале было 15 обителей, а к настоящему времени сохранилось только пять.

Ризоположенский монастырь - из истории

Ризоположенский монастырь был основан в начале XIII века епископом Владимирским и Ростовским Иоанном I. В 1238 году воины хана Батыя подошли к городу с юга, сожгли и разграбили Суздаль.

Преподобная Евфросиния Суздальская, обладающая даром пророчества, с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители. Эта молитва стала защитой всем, кто находился в Ризоположенском монастыре - враги не смогли войти в него, хотя его никто не защищал.

Существует легенда, что силою молитвы Евфросинии и сестер появился яркий свет, в котором был виден только крест, а на захватчиков опустилось такое облако, что во мраке они ничего не видели и какая-то сила их остановила. Тогда сам хан Батый решил подняться на холм, но Ризоположенский монастырь скрылся из виду. Не в силах ничего предпринять, он приказал своему войску отойти и не пытаться овладеть обителью.

Из всех монастырских построек самым старым сооружением, дошедшим до наших дней, является Ризоположенский собор, построенный в XVI веке. К сожалению, все деревянные строения города разрушились или погибли в пожаре.

Колокольня, которую мы сейчас видим, была построена в 1819 году и посвящена победе России в Отечественной войне с Наполеоном.

Ризоположенский монастырь не избежал участи многих обителей России - он был закрыт, а в его стенах разместилось Объединенное государственное политическое управление. С собора сняли купола и отправили их на переплавку, храм оборудовали под электростанцию, в здании Святых ворот разместили крольчатник, а затем склад горючего.

Только в 1997 году обитель была возвращена Русской православной церкви. С тех пор идут работы по возрождению Ризоположенского монастыря.

В феврале 2014 года самая высокая колокольня Суздаля снова обрела голос – освященные колокола, общим весом в шесть тонн, отлитые в Москве, были подняты на колокольню и жители Суздаля и окрестностей услышали трогающий душу колокольный звон.

Ризоположенский монастырь – описание

Красные Святые ворота

На входе в обитель Вас встретят яркие, необычные, окрашенные в красно-белый цвет, двухшатровые ворота. В качестве отделки Красных ворот использована резьба по камню и изразцы, сверкающие зеленой глазурью.

Арки в воротах разные: правая большего размера, это проездная арка, слева – меньшая, украшенная мелким облицовочным камнем – рустом, она предназначена для пешеходов.

Ризоположенский собор

Ризоположенский собор сравнительно небольшой, аккуратный, окрашенный в белый цвет и вид его просто завораживает. Особенно очаровательным он выглядит со смотровой площадки колокольни. Это трехглавый храм, возведенный в середине XVI века.

Колокольня

Монастырская Преподобенская колокольня - гордость Суздаля, ее высота составляет 72 метра, это самое высокое здание в городе. На колокольне имеется смотровая площадка, откуда открывается прекрасная панорама города. Например, отсюда видны Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, Рождественский собор Кремля и извилистая речка Каменка.

Также Вы увидите памятник Ленину и главную улицу в его честь (хотя вождь революции к истории города никакого отношения не имел). Не удивительно, что с этой колокольни сделано множество снимков. Кроме того, можно вблизи рассмотреть огромные колокола. Вход на колокольню платный.

Колокольня была возведена на народные деньги в честь победы в войне с Наполеоном. По своей архитектуре она выделяется среди других монастырских зданий, поскольку создана значительно позже - в 1819 году в классическом стиле.

Трапезная Сретенская церковь

Сретенская церковь была построена значительно позже других монастырских построек – в 1882 году. Она выполнена из красного кирпича и, судя по остаткам облицовки, - в псевдорусском стиле. После революции здание занял клуб, а затем здесь открыли кинотеатр. В настоящее время здание пустует и находится в удручающем состоянии.

Надо отметить, что и другие монастырские постройки также переживают не лучшие времена, многие из них требуют реставрации. В последние годы усилиями властей и волонтеров идет их восстановление.

Вместе с тем, Ризоположенский монастырь действует, в нем, также, как и в советское время, открыта гостиница «Ризоположенская». На первом ее этаже находится кафе, в меню которого включены блюда традиционной русской кухни. Здесь можно прекрасно отдохнуть в тихой домашней обстановке.



Александровский монастырь

номер на карте

7

www.trip-guide.ru
/page_20981.htm

Александровский мужской монастырь в Суздале

В XIV веке Александровский монастырь в Суздале называли Большой Лаврой, что говорило об особом историческом и духовном его значении. В те времена обитель была окружена заботой и пользовалась большой популярностью у московского князя Ивана Калиты и его второго сына – Ивана.

К сожалению, в наши дни мы не увидим те древние монастырские постройки. Вместе с тем, мы сможем осмотреть памятники архитектуры конца XVII – XVIII веков - собор Вознесения Господня, Колокольню, уникальную среди суздальских звонниц, а также сохранившиеся Святые ворота и часть монастырской стены.

Александровский монастырь - из истории

Александровский монастырь был основан в 1240 году князем Александром, сыном Ярослава, после его первой победы над шведами на Ладоге и присвоения ему имени Невский.

Первоначально это был женский монастырь, послушницами которого стали сироты Суздаля, оставшиеся без крова и еды после нашествия татаро-монгольского ига на русские земли.

Древних построек того времени в обители не сохранилось. Осталось лишь несколько надгробий второй половины XIV века – княгинь Марии и Агрипинны. Монастырские здания начала XVII века также не уцелели, они были разрушены во время польско-литовской интервенции в 1608-1610 годах.

Только в конце XVII века обитель начала возрождаться благодаря помощи и поддержке Петра Первого и его матери Натальи Кирилловны.

В 1695 году был возведен собор с двумя приделами, освященный в честь праздника Вознесения Господня.

Пятиглавая церковь не имеет парного теплого храма. Вместо него, с северной стороны пристроены теплый придел и паперть. Обратите внимание на окна храма – они украшены резными наличниками

  • Построенная тогда же Колокольня отличается необычным видом. Она выполнена в виде восьмигранного столпа, большая часть которого не имеет декора. Единственным ее украшением являются наличники на слуховых окнах и резьба по камню на арочных проемах.
  • В первое десятилетие XVIII века зодчий Иван Грязнов возвел вокруг обители невысокую кирпичную ограду с двумя башенками, которая изящно вписалась в построенный ансамбль. Кроме того, талантливый мастер построил Святые ворота с двухъярусной башенкой и куполом над ними. Эта постройка и часть монастырской ограды сохранились до нашего времени.
  • Слева от собора находятся настоятельские покои, баня и иконописная мастерская (новоделы), а справа расположились жилые кельи.

В 1763-1764 годах Екатерина II проводила секуляризацию земель России и Александровский монастырь в ходе реформ был упразднен. Только в 2006 году его передали православной церкви и в настоящее время это мужская обитель, принадлежащая Владимиро-Суздальской епархии.



Гостиный двор и Торговая площадь

номер на карте

8

www.trip-guide.ru
/page_20982.htm

Гостиный двор в Суздале

До конца 19 века Суздаль оставался центром торговли и трудно себе представить этот древний город без Гостиного двора. Торговые ряды расположились в центре города и, если Вы были в Северной столице, то легко заметите, что они построены по образцу Гостиного двора Санкт-Петербурга.

В старые времена словом «гость» называли только очень богатых купцов, а таких на Руси было не более 30 человек и даровать звание «купца» мог только царь. Именно для таких богатых купцов, приезжавших из других городов, и был возведен Гостиный двор в Суздале. Название «Торговые ряды» появилось несколько позже, когда суздальская Торговая площадь стала местом торговли местных купцов.

И хотя за два века этот памятник истории и архитектуры несколько раз реставрировался, мы можем представить, какими были Торговая площадь и Гостиный двор Суздаля в то время.

Из истории

Еще более девяти веков назад, в XII веке, в центре города была построена Торговая площадь, на которой разместились деревянные торговые и ремесленные лавки.

К началу XIX века Суздаль становится важным городом на торговом пути – через него товары шли на север России – в Архангельск и Санкт-Петербург.

Именно поэтому в 1806 году в центре города на Торговой площади по проекту зодчего Алексея Вершинского начинается строительство каменного здания Гостиного двора.

Надо отметить, что часть прибыли от торговли шла в городскую казну и поэтому власти Суздаля тщательно следили за ходом строительства нового каменного Гостиного двора. Вместе с тем, купцы не охотно отдавали деньги на строительство и не торопились покидать свои старые деревянные лавки. Поэтому в городскую управу регулярно подавался список купцов-должников.

В настоящее время Торговая площадь является центром общественной жизни. Как и прежде, в этом знаковом месте горожане встречаются, гуляют и обмениваются новостями. Уникальность площади состоит в том, что вот уже более девяти веков ее размеры, планировка и назначение остаются прежними.

Гостиный двор и Торговая площадь - описание

В Суздале более 40 церквей. Две из них расположены перед входом на Торговую площадь. Это строгие по планировке церковь Казанской божией матери (зимний храм) и парный ему - летний храм - Воскресенская церковь.

Гостиный двор представляет собой длинную галерею с арками, которые чередуются с парными колоннами. Центральный вход в Гостиный двор украшают высокие ворота со шпилем.

На верхушке шпиля Вы заметите изображение сокола, это герб Суздаля, напоминающий о том, что во времена Древней Руси город был центром Владимиро-Суздальского княжества. Сокол всегда считался символом смелости, мудрости и величия.

В 1811 году по окончании строительства Гостиного двора князь Долгорукий, приехавший в Суздаль, чтобы посмотреть на новый храм, сказал, что постройка имеет изящный вид и отметил его добротность.

Однако, его мнение оказалось ошибочным - постройка оказалась вовсе не добротной. Менее, чем через 50 лет западная часть строения стала разрушаться. Реконструкция здания проходила в XIX веке, а также в 20-х и 70-х годах XX века.

Вы заметите, что на площади сохранилась старинная брусчатка. А если Вы смотрели фильм «Женитьба Бальзаминова», то непременно вспомните, что один из эпизодов снимался именно на Торговой площади Суздаля.

В наше время в Гостином дворе находятся не только магазины, но и ресторан, где Вам предложат блюда русской кухни, приготовленные из продуктов местных производителей. В дегустационном зале суздальской медовухи можно попробовать этот старинный напиток и купить сувениры.

Интересно, что ни в одном провинциальном городке, кроме Суздаля, Гостиный двор построен не был, что говорит о былой значимости города как центра торговли XIX века.



Музей деревянного зодчества

номер на карте

9

www.trip-guide.ru
/page_20983.htm

Рубленый жилой дом - Музей деревянного зодчества в Суздале

Музей деревянного зодчества в Суздале – это небольшой заповедник, где представлены уникальные архитектурные памятники с воссозданным бытом. Это музей под открытым небом, который обязательно стоит посетить. Здесь Вы увидите деревянные постройки XVIII - XIX веков, собранные со всех уголков Владимирской области.

Многие экспонаты можно потрогать руками, а самое главное здесь Вы окунетесь в атмосферу крестьянского быта, в «деревянную» сказку. Вы поймете, как жили в русской деревне люди разных сословий и вспомните строки поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина - «Там русский дух, там Русью пахнет».

Самые популярные экспонаты, можно сказать «изюминки» музея – это церкви XVIII века и разного вида колодцы.

Вы можете осмотреть экспозиции самостоятельно или воспользоваться экскурсионным обслуживанием. Кроме того, по выходным дням организованы мастер-классы по плетению, изготовлению кукол-оберегов и украшений с вышивкой, гончарному мастерству и другие.

Режим работы 2017 Музея деревянного зодчества в Суздале

В летний период - с 27 апреля по 31 августа

  • Ежедневно с 9:00 до 19:00
  • В субботу время работы продлено до 21:00
  • Выходной день - последняя среда месяца
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

В зимний период - с 1 сентября по 26 апреля

  • Ежедневно, кроме среды с 9:00 до 16:00
  • Выходной день - среда и последний вторник месяца
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Стоимость билетов 2017 в Музей деревянного зодчества в Суздале

  • Взрослые - 300 руб.
  • Школьники, студенты и пенсионеры - 150 руб.

Описание

Музей деревянного зодчества расположен на возвышенности, на берегу Каменки, в том месте, где много веков назад находилась Печорская обитель, а в XVI веке был основан Дмитровский монастырь, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени.

Музей деревянного зодчества – небольшой по своим размерам, в нем Вы пройдете по сельской улице, осмотрите жилые дома и церкви, ветряные мельницы, амбары и колодцы.

Никольская церковь

Из всех экспонатов самая необычная, положившая начало созданию музея – это Никольский храм, привезенный из села Глотово в 1960 году. Благодаря инициативе историка Алексея Варганова обветшавшая Никольская церковь была спасена от гибели. Ее разобрали, привезли в Суздаль и после реставрации она стала первым экспонатом Музея деревянного зодчества.

Никольская церковь была построена в 1766 году, является теплым храмом, представляет собой образец типичных «клетских» храмов, то есть в основе его – клеть (аналог русской избы).

Амбары

На берегу Каменки Вы увидите три избушки на «курьих ножках». Это амбары, в которых хранили зерно. Чтобы защитить его (зерно) от весеннего разлива реки, амбары строили на деревянных сваях.

Преображенская церковь

Преображенская церковь расположена в том месте, где в начале XVII века был построен Дмитровский храм. В Советское время церковь и колокольня этого храма были разобраны. Именно на месте Дмитровского храма была установлена Преображенская церковь (создана в 1756 году в селе Козлятьево).

Воскресенская церковь

Воскресенская церковь по возрасту чуть моложе Преображенской, привезена из села Патакино. Обратите внимание на ее иконостас XVIII века и очень красивые иконы более позднего периода.

Жилые дома

Вы сможете ознакомиться с бытом крестьян как среднего достатка, так и зажиточных. Интересно сравнить мебель и утварь в крестьянских домах с предметами и обстановкой в купеческом доме.

Колодцы

В музее представлены три вида колодцев: 

  • Колесный использовался, когда вода залегала на большой глубине
  • Колодец-ворот – самый распространенный вид колодцев, который, наверняка, Вы видели во многих деревнях (ворот - это бревно с ручкой). На бревно наматывается цепь, на конце которой закреплено ведро
  • Колодец-журавль использовался там, где вода находилась неглубоко от поверхности земли.

Гуляя по территории заповедника, наслаждайтесь простором, редкими постройками, замечая такие неприметные детали, как запах трав в амбарах, резьбу на домах и скромность обстановки.

Рядом с Музеем деревянного зодчества расположена пристань, от которой отходят прогулочные теплоходы по реке Каменке.

Музей деревянного зодчества в Суздале - официальный сайт

Музей деревянного зодчества является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника:

www.vladmuseum.ru

Если Вы хотите повеселиться и окунуться в праздничную атмосферу, приезжайте сюда на праздник - Рождество или Масленицу, Гусиные бои в феврале, праздник ремесел на Троицу или на Праздник огурца в июле. А если Вы любите тишину и спокойствие, то лучше приехать в Музей деревянного зодчества в обычный день.



Праздник Огурца

www.trip-guide.ru
/page_20984.htm


Суздаль – город самобытный и неудивительно, что его жители придумали необычный веселый праздник Огурца, который празднуется в третью субботу июля. К этому времени этот любимый овощ поспевает и наступает самое время его чествовать.

Праздник Огурца проводится в Музее деревянного зодчества, где собираются садоводы и агрономы, повара и все, кто любит повеселиться. А впервые этот День отмечался в 2001 году. В Суздаль приезжают не только жители окрестных сел, но и гости из самых разных стран.

Гости Праздника огурца увидят этот овощ в самом разном виде: свежий и соленый, маринованный и жареный. И, наверняка, Вы не пробовали огурец в кляре или в пироге. Для гостей организованы забавные конкурсы – по съеданию самых больших огурцов, а также на лучший огуречный костюм. И дети, и взрослые примут участие в играх, будут водить хоровод и петь русские народные песни, танцевать и читать стихи.

Для детей проводятся кукольные представления, а те, кто постарше примет участие в мастер-классах. Здесь они тоже необычные – это карвинг, то есть вырезание фигур из овощей и фруктов (английское «carving» означает вырезание) и изготовление суздальского пряника. Есть еще одно забавное занятие – изготовление куклы «Акил-огурца».

Из бесцветной холщовой ткани делается кукла, в голову которой насыпаются семена горчицы. Если опустить такую куклу вниз головой в емкость с солеными огурцами, то плесень не появляется.

Все мероприятия проходят весело и непринужденно так, что никто из гостей не останется равнодушным. В заключение праздника под мелодию Александры Пахмутовой «До свидания, наш ласковый мишка» бутафорный огурец поднимается высоко в небо на воздушном шаре. Нашедший этот трофей награждается подарком. Один раз воздушный шар долетел до Московской области, но бывали случаи, что он приземлялся уже на окраине города.

Огурец относится к семейству тыквенных, а его родиной является Индия. На Руси он появился ориентировочно в XIII – XV веках и с тех пор Суздаль стал огуречной державой, а его жителей, в шутку, называют суздальскими огуречниками.

Интересно, что суздальцы любят и уважают этот овощ и каждому огуречному представителю, в зависимости от размера, дали свое имя: маленький огурчик – пикуль, подросток – корнишон, а совсем крохотный – оклевыш.

Праздник огурца настолько популярен в Суздале, что его стали отмечать два дня подряд, то есть не только в субботу, но и в воскресенье, а в последние годы праздничные мероприятия проходят всю неделю.



Лазаревская и Антипиевская церкви

номер на карте

10

www.trip-guide.ru
/page_20985.htm

Антипиевская и Лазаревская церкви в Суздале

Среди самых популярных достопримечательностей Суздаля можно отметить церковь Святого Антипия и Лазаревский храм. Этот архитектурный ансамбль является настоящим украшением города и не заметить его просто невозможно – он расположен в самом центре Суздаля, между Гостиным Двором и Ризоположенским монастырём.

Лазаревская церковь

Лазаревский храм привлечет Ваше внимание своим изысканным видом, а церковь Святого Антипия – нарядной колокольней.

Еще в XV веке там, где Вы видите Лазаревскую церковь, находился деревянный храм. Позже, когда он сгорел, на его месте в 1667 году был построен летний каменный храм, который стал первым пятиглавым храмом Суздаля.

Лазаревская церковь отличается пышным и величавым видом. Часто это красивое строение называют красавицей-птицей, раскинувшей свои белые крылья. Такое сравнение стало возможным, благодаря использованию в оформлении декоративных элементов в виде женских головных уборов - кокошников. (Кокошники стали использоваться в церковной архитектуре в XVI и XVII веках).

Ниже полукруглых кокошников Вы заметите пояс изразцов, впервые примененный в украшении храмов Суздаля. Интересно и то, что каждый вход в Лазаревский храм оформлен по-разному, видимо, в соответствии с пожеланием тех заказчиков, на чьи средства строилось это здание.

Позже наподобие этой постройки были возведены многие храмы города.

Церковь Святого Антипия

Рядом с Лазаревским храмом расположена церковь Святого Антипия - это теплый храм, построенный почти на столетие позже – в 1745 году.

Небольшая одноэтажная зимняя церковь Святого Антипия имеет строгий и скромный вид. Единственным ее украшением является небольшая главка на барабане. (По форме она напоминает зимний деревянный клетский храм, в основе которых была рубленая клеть, аналогичная русской избе).

В тоже время Ваше внимание привлечет нарядная колокольня, которая, несомненно, является самой красивой в Суздале. Ее фасады украшены рустом разного цвета, что придает зданию прочность и массивность (руст – грубый четырехугольный камень).

Также использовано декорирование ширинками, то есть квадратными углублениями, здесь они окрашены в разные цвета (часто внутрь такого углубления помещалось какое-либо украшение, например, изразец). Обратите внимание на необычный вогнутый купол колокольни, украшенный тремя рядами окон.

Святой Антипий считается целителем от недугов. Особенно он помогает при зубных болезнях, потому его часто называют покровителем стоматологов.

За свою историю Церковь Святого Антипия и Лазаревский храм несколько раз реставрировались, но, в основном, они сохранили свой первоначальный вид. В настоящее время храмы не действуют.



Воскресенская и Казанская церкви на торгу

номер на карте

11

www.trip-guide.ru
/page_20987.htm

Торговая площадь и Воскресенская церковь в Суздале

На Торговой площади Вы увидите архитектурный ансамбль, состоящий из двух храмов, это церкви Воскресения на торгу и Казанская на торгу. Эти строения оформленные строго и лаконично, являются памятниками архитектуры XVIII века.

Центральное место в этом ансамбле принадлежит Колокольне церкви Воскресения. С разрешения ее служителей, заплатив небольшую сумму, Вы можете подняться на смотровую площадку и увидеть многие достопримечательности Суздаля с высоты птичьего полета.

Церковь Воскресения на торгу

Еще в начале XVII века на Торговой площади находилось два деревянных храма – Церковь Воскресения на торгу (летний храм) и теплая Казанская церковь. Оба храма сгорели во время пожара 1719 года.

Церковь Воскресения на торгу была построена на следующий год после пожара, в 1720 году. Возводилась она на средства жителей посада и в ее архитектуре отразились их пожелания и вкусы.

Вы сразу заметите, что постройка почти лишена украшений, даже у окон нет наличников. Посмотрите на карниз - его украшает пояс из небольших килевидных арочек-кокошников и три ряда выступающих углами кирпичей. Эти детали можно сравнить с ажурным кружевом, опоясывающим строение.

Парадный вход в храм выполнен в виде крыльца с двумя массивными круглыми столбами и парными арками. Все окна и входы в здание также украшены арками.

Внутри стены храма покрыты клеевой живописью XIX века (техника такой живописи предполагает использование в краске животного или растительного клея).

Свод здания опирается всего лишь на два столба, в оформлении которых использована живопись более раннего периода - XVIII века. Обратите внимание, что парные фигуры здесь изображены в полный рост, что говорит о стремлении суздальских художников перейти от церковных форм живописи к более реалистичным, к изображению сюжетов повседневной жизни и реального человека.

Колокольня Воскресенской церкви на торгу

Колокольня Воскресенской церкви - доминанта двух построек. Первоначально строение было значительно ниже и Вы заметите примерно в середине ее высоты следы заложенных арок (они проходят параллельно современным аркам звонницы).

Колокольня украшена несколькими карнизами и ширинками (квадратными углублениями), внутри которых установлены цветные керамические облицовочные плитки – изразцы.

И, конечно, отличительная особенность колокольни – ее сферический купол с высоким шпилем. Верхняя часть строения напомнит Вам колокольню Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Казанская церковь на торгу

Казанская церковь на Торговой площади – это теплый храм, он на 20 лет моложе, чем парный ему Воскресенский храм. За свою историю здание несколько раз перестраивалось.

Сама церковь и ее придел украшены небольшими куполами. Украшением храма служит ажурный металлический гребень на коньке строения, что говорит об искусстве русских мастеров.

Церкви  Воскресения на торгу и Казанская на торгу являются действующими. Архитектурный ансамбль расположен в центре Суздаля и поэтому, совершая экскурсию по городу, невозможно не заметить и не осмотреть эти памятники церковной архитектуры.



Смоленская и Симеоновская церкви

номер на карте

12

www.trip-guide.ru
/page_20989.htm

Смоленская церковь в Суздале

Во время посещения Спасо-Ефимовского монастыря Вы, наверняка, заметили величественный храм, расположенный по другую сторону улицы Ленина. Это летняя Смоленская церковь, а чуть севернее находится небольшой парный ей зимний храм Симеона Столпника - Симеоновская церковь. Эти строения являются памятниками архитектуры Суздаля конца XVII – середины XVIII века.

Заметим, что скромная Симеоновская церковь появилась значительно раньше, чем грациозная Смоленская церковь.

Смоленская церковь

Пятиглавая Смоленская церковь отличается своим величием и красотой. Основной объем строения представлен в виде куба, который венчают изящные барабаны и главки, устремленные ввысь. Обратите внимание на барабаны - они украшены узорами и кокошниками, а купола имеют не золотистый цвет, как обычно, а матовый, стальной. Такая форма барабанов и необычный цвет куполов зрительно увеличивают высоту строения и придают ему особенно нарядный вид.

Если Вы сравните северный фасад храма с южным, то сразу заметите, что северная сторона здания выглядит празднично. Здесь расположен красиво оформленный вход в храм, окна украшены необычными наличниками с фигурными колоннами и бусинами. Именно с этой стороны в Суздаль приезжали прихожане из Ярославля и Иваново.

Особого внимания заслуживает карниз, он декорирован кирпичом, вытесанным по лекалу (лекальный кирпич имеет в плане форму сектора или круга). По всему периметру здание украшено поясом из арочных кокошников (по двенадцать с каждой стороны).

Колокольня была построена почти через столетие после храма – в конце XVIII – начале XIX столетия. Четырехгранная звонница выполнена в классическом стиле с высоким шпилем.

Симеоновская церковь

Симеоновская церковь – это зимний храм, как и все теплые храмы Суздаля, он имеет простую архитектуру и оформлен очень скромно. К сожалению, храм несколько раз перестраивался и первоначальный его вид не сохранился.

Интересна история этих строений. Еще в середине XVI века в Скучиловой слободе находилась деревянная Симеоновская церковь (точное время ее основания неизвестно). Прихожанами храма были жители слободы, многие из которых трудились в Спасо-Ефимовском монастыре.

Во время войны с литовцами храм сильно пострадал и до середины XVII века Скучилова слобода оставалась без церкви. В 1655 году крестьяне обратились к патриарху Никону с просьбой разрешить им построить два деревянных храма – зимний и летний. В том же году с благословения патриарха Смоленская и Симеоновская церкви были возведены.

Деревянная Смоленская церковь простояла до конца XVII века. В 1696 – 1707 годах по разрешению Суздальского Митрополита Илариона на месте деревянного храма была возведена каменная постройка.

Зимний храм Симеона Столпника был построен позже - в 1749 году.

Смоленская и Симеоновская церкви расположены напротив угловой круглой башни Спасо-Ефимовского монастыря. Посещение обители Вы можете совместить с осмотром этих достопримечательностей Суздаля.



Кидекша

номер на карте

13

www.trip-guide.ru
/page_20991.htm

Кидекша. Вид на храмы с деревенской улицы

Приехав в Суздаль, непременно загляните в небольшое село Кидекша, где находилась резиденция князя Юрия Долгорукого. Архитектурный ансамбль в селе Кидекша состоит из построек XII-XVIII столетий, одна из них - храм в честь Бориса и Глеба, построена в 1152 году, когда Суздаль был столицей Ростово-Суздальского княжества. Это самая древняя белокаменная церковь из сохранившихся на Суздальской земле.

Село Кидекша небольшое и туристов в нем мало, но его исторические и архитектурные памятники заслуживают не меньшего внимания, чем достопримечательности Суздаля.

Лучше всего приехать в Кидекшу до визита в Суздаль. Ансамбль в селе Кидекша, после многочисленных ярких достопримечательностей Суздаля, может Вам показаться скучным и унылым. Хотя именно здесь Вы сможете насладится тишиной и лучше всего прикоснуться к истории древней Руси.

Побродив по улицам Кидекши, Вы насладитесь видом деревянных «пряничных» домиков, мастерски выполненной резьбой, красивыми наличниками и цветными фигурками животных на фасадах.

Ансамбль в селе Кидекша – описание

Резиденция Юрия Долгорукого была построена в виде крепости на высоком речном берегу, там, где Каменка впадает в Нерль. Длина оградительных сооружений составляла около 1 км, то есть это был большой, по тем временам, город, примерно такого же размера, как Москва, основанная также Юрием Долгоруким. К сожалению, княжеские палаты, где жил князь, не дошли до нашего времени.

Церковь Бориса и Глеба

Церковь Бориса и Глеба стала главным храмом резиденции Юрия Долгорукого. Место для ее строительства и название были выбраны не случайно. По преданию, именно здесь встретились братья Глеб и Борис, впоследствии признанные первыми святыми на Руси.

Церковь Бориса и Глеба – это первый белокаменный храм Суздаля и всей северо-восточной Руси. Видимо, строители были приглашены князем из областей, где уже были белокаменные постройки. Фундамент сооружения уходит в землю на 1,5 метра, а в качестве материала использовался отесанный массивный четырехугольный белый камень. Толщина стен составляет 1,24 метра.

Храм одноглавый с тремя апсидами (выступами), украшен очень скромно, как внутри, так и снаружи и поэтому выглядит строго и сурово. На стенах и сводах внутри здания Вы сможете увидеть остатки фресок XII века с изображением птиц, листьев и цветов.

Храм устоял во время нашествия хана Батыя, хотя и пострадал. В XVI веке строение стало разрушаться – упала главка, рухнули части стен и свода. Церковь была восстановлена с использованием старых камней.

Режим работы церкви Бориса и Глеба 2017

  • Понедельник, пятница, суббота и воскресенье - с 10:00 до 17:00
  • Среда и четверг - с 10:00 до 16:00
  • Выходной день - вторник и последняя пятница месяца
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Стоимость билетов в церковь Бориса и Глеба 2017

  • Взрослые - 100 руб.
  • Школьники, студенты и пенсионеры - 50 руб.

Зимняя церковь Стефана

Церковь Святого Стефана была построена в 1780 году, это теплый храм с одной главкой, которая выглядит слишком маленькой для массивного основного объема здания. По своей форме церковь Святого Стефана напоминает типичный зимний деревянный храм.

Колокольня

Колокольня в селе Кидекша имеет проездную арку. С некоторых пор строение стало крениться, сейчас ее наклон виден невооруженным глазом, он составляет 6 градусов. Особенностью колокольни является ее купол - он выполнен в виде дудки и отличается от многих колоколен Суздаля, имеющих вогнутую форму.

Святые ворота

Святые ворота вместе с невысокой оградой были построены в конце XVII – начале XVIII века. Обратите на фигурный верх строения и декор на фасаде.

В настоящее время в Борисоглебском храме расположен музей, а церковь Святого Стефана является действующей.

Ансамбль в селе Кидекша, состоящий из построек, созданных в разное время, смотрится, как единое целое. И хотя эти памятники перестраивались и ремонтировались, все они производят сильное впечатление своей суровой простотой и молчаливой самодостаточностью.



Посадский дом

номер на карте

14

www.trip-guide.ru
/page_20992.htm

Посадский дом в Суздале

Дома в Суздале, в основном, деревянные, но есть в городе и одно примечательное каменное строение. Это Посадский дом - образец гражданской архитектуры, единственная каменная жилая постройка, сохранившаяся в Суздале с 17 века.

На Руси традиционно строили деревянные дома, но к концу 17 века люди среднего достатка, дела которых шли успешно, стали возводить жилье не из дерева, а из камня. Одна из таких построек в 1970 году была выкуплена под музей, в котором в настоящее время воссоздана обстановка, характерная для жизни средних посадских людей. Экспозиция небольшая, но интересная, поэтому стоит заглянуть в этот светлый дом и погрузиться в атмосферу быта, ушедшего в историю.

Посадский дом расположен рядом со Смоленской церковью, посещение этих достопримечательностей Суздаля можно совместить с осмотром Спасо-Ефимовского монастыря, находящегося напротив - через дорогу.

Посадский дом – описание

Посадский дом выполнен из камня, но по своей форме напоминает типичную деревянную постройку, состоящую из двух частей-клетей, каждая из которых имеет свою крышу.

Первой была построена западная клеть, посмотрите на вход с улицы, который больше похож на вход в подвал. Позже была сооружена восточная часть дома, состоящая из двух этажей. Стены строения оформлены очень скромно – устроены лишь вертикальные выступающие полосы по углам (лопатки), поясок между этажами и у карниза. Вместе с тем, окна, кроме обычных резных наличников, украшены так называемыми «бровками» в виде выступающих арок.

Кровля здания тесовая, то есть выполнена из нескольких рядов сосновых досок, уложенных перпендикулярно коньку. Именно высокая кровля и отдельные дымоходы придают зданию особую выразительность.

Посадский дом – внутреннее убранство

В Посадском доме воссоздана обстановка харчевни, принадлежащей семье Бибановых, первых владельцев, занимавшихся калачным и харчевным делом.

Дверь, ведущая в дом, находится во дворе. При входе Вы попадете в сени, это холодная комната без окон. Из сеней можно пройти во все другие помещения - в нижнюю горницу (вход слева), чулан (расположен справа), а поднявшись по узкой винтовой лестнице, Вы осмотрите верхнюю горницу и светелку.

  • В сенях стоит сундук, котел для приготовления пищи, ступа для перемалывания зерна и деревянные ведра
  • Справа - чулан, это комната с небольшим окошком, где хозяин хранил продукты и ценные для него предметы, в том числе весы, муку и соль, хмель для приготовления пива и браги. Окна чуланы закрыты решеткой. Обратите внимание на кованую дверь, ведущую в чулан - она была сделана в XVIII веке, в отличие от остальных дверей, которые были заменены во время реставрации
  • Нижняя горница – самая большая комната, служившая для приема посетителей харчевни. Помещение светлое – в нем четыре окна, из них три выходят на улицу и одно во двор. В комнате - широкие лавки и стол, сундук и шкаф с посудой, которой, как и положено в харчевне, очень много. На стенах развешены лубки, очень модные в то время. (Лубки – это вид графики, отличающийся простотой изображения, часто это ярко раскрашенная картинка, имеющая надписи).

За шкафом – одежда хозяйки харчевни.

  • Из сеней Вы подниметесь в верхнюю горницу, здесь находились покои хозяев харчевни и кабинет главы семейства. Из мебели здесь Вы увидите кровать, стол и стулья, а также два сундука.

Большой сундук служил хранилищем самого ценного в доме, в нем держали деньги и самые дорогие вещи. Большой дубовый сундук – один из самых главных экспонатов Посадского дома, он относится к XVIII веку, как и дверь, ведущая из сеней в чулан. В сундуке хозяйки – украшения и головные уборы.

В «красном» углу – иконы с изображением святых, среди которых – Ефросинья Суздальская. Главным украшением верхней горницы является изразцовая печь.

Несмотря на то, что части постройки созданы в разное время Посадский дом выглядит очень гармонично. Если Вы не спешите, то обязательно посетите эту достопримечательность и познакомьтесь с бытом средней семьи Суздаля конца XVII – начала XVIII века.



Дегустационный зал медовухи

номер на карте

15

www.trip-guide.ru
/page_20993.htm

Дегустация медовухи - кафе «Граф Суворов» в Суздале

Редко кто из туристов, приехавших в Суздаль, не попробует медовуху - старинный напиток, первые упоминания о котором появились еще в VII веке. В Суздале она продается повсюду, однако, многие гости города предпочитают посетить Дегустационный зал суздальской медовухи. Здесь можно попробовать несколько ее видов, а затем купить понравившийся напиток.

Дегустационный зал суздальской медовухи расположен в самом центре Суздаля, в Гостином дворе. Вход расположен со стороны реки Каменки, там же, где находится ресторан «Граф Суворовъ» (в 200 метрах от улицы Ленина).

Медовуха появилась на Руси в XVIII веке, при ее изготовлении используются вода, мед, дрожжи или хмель, а также различные добавки из трав и пряностей. Медовуху раньше называли медом или медком и только с развитием виноделия возникло несколько пренебрежительное название «медовуха». Летом напиток пьют чуть охлажденным, а зимой – подогретым.

Прийти на дегустацию можно самостоятельно, а также вместе с группой. Вас встретят сотрудники, одетые в русские костюмы, а ведущая шоу расскажет об истории медовухи. Затем Вам предложат отведать 10 ее сортов, разлитых в глиняные кружечки. Всего Вам придется выпить 0,5 литров знаменитого напитка, поэтому рассчитывайте на свои силы.

Дегустация проходит в зале, оформленном в стиле времен Ивана Грозного, напоминающем Тронный зал в уменьшенном размере. Потолок и стены украшены орнаментом с растительными и цветочными мотивами, ковры и дубовая мебель.

Возле одной из стен установлен трон, рядом с ним представлена одежда тех времен. При желании, можно за отдельную плату сфотографироваться в историческом костюме – в расписном «царском» платье и головном уборе.

Гостей усаживают на деревянные лавки. Вы сами выберите, какую медовуху будете пить -  она может быть безалкогольной и крепостью 4,8, 6,3 и 8,5 градусов. В любом случае Вам подадут 10 ее видов с самыми разными добавками: с тмином и шафраном, анисом и клевером, липой и лепестками розы, солодкой и почками сосны, девясилом и другими наполнителями. Подается и закуска – рябина, моченые яблоки и квашеная капуста.

На выходе большинство гостей приобретает понравившийся напиток, упакованный в бутылочки по 0,33 и 0,5 литров.

Покупать медовуху у бабушек не рекомендуется, несмотря на то, что все они в один голос расхваливают свою продукцию. Мало того, что купленный напиток Вам может просто не понравиться, за последствия пития никто отвечать не будет. Поэтому выбирайте сами - приобрести ли фирменную лицензионную запечатанную продукцию или на рынке - домашнюю.

Медовуха – это бренд Суздаля, который считается родиной этого напитка и посетить Дегустационный зал суздальской медовухи непременно стоит. Ведь это, пожалуй единственное место в России, где проводится его дегустация.



Улица Ленина

номер на карте

16

www.trip-guide.ru
/page_20994.htm

Дом на улице Ленина в Суздале

Улица Ленина – это главная улица, проходящая с севера на юг через центр города, здесь расположены многие достопримечательности Суздаля, в том числе такие известные, как Ризоположенский и Спасо-Евфимиев монастыри, Смоленская церковь и Гостиный двор.

До революции улица Ленина была разделена на две части – на Ивановскую (северная часть) и Владимирскую (южная часть). В Советское время эти улицы объединили и появилась улица Ленина протяженностью 3,5 км.

Прогуливаясь по ней, Вы встретите много старинных деревянных домов, украшенных ажурной резьбой. Эти строения окрашены в самые разные цвета, но несомненно, одно – глядя на тончайшее суздальское кружево, нельзя не восхищаться талантом и умением местных мастеров.

В Суздале около 40 церквей, поэтому, не удивительно, что, глядя на любой старинный дом по улице Ленина, на заднем плане Вы обязательно увидите один из храмов города.

В центре Суздаля, на Торговой площади обратите внимание на брусчатку, которая сохранилась с начала XIX века. Именно в это же время был построен Гостиный двор (Торговые ряды). Ансамбль Торговой площади наилучшим образом передает атмосферу, царившую здесь два столетия назад.

На улице Ленина Вы увидите памятник героям Великой Отечественной войне и Вечный огонь, а также памятник Ленину.

Надо сказать, что во многих городах России центральные улицы часто называли именем вождя революции, хотя часто в эти города Ленин вовсе не приезжал. Поэтому некоторые жители Суздаля считают, что улица Ленина должна вернуть себе прежние исторические имена – Ивановская и Владимирская.



Ильинская церковь

номер на карте

17

www.trip-guide.ru
/page_20995.htm

Ильинская церковь в Суздале

Напротив Суздальского Кремля, на правом берегу Каменки, Вы увидите нарядную Ильинскую церковь с невысокой колокольней. Это одна из самых заметных одиноко стоящих церквей Суздаля. Она была построена в 1744 году и является образцом посадского храма первой половины XVIII века.

Ильинская церковь – краткое описание

Здание храма выполнено в виде куба, углы которого отделаны пилястрами (вертикальными выступами). Обратите внимание на необычные наличники. На первом этаже они имеют форму корон, а на втором ярусе – овальные, а на восьмиграннике выполнены в виде нескольких овалов. Верхняя восьмигранная часть строения украшена рельефной кладкой.

Колокольня выделяется своей массивностью, но по высоте она несколько ниже, чем основное здание храма.

Из истории

Издавна деревянная летняя Ильинская церковь находилась рядом с Торговыми рядами (Гостиным двором) на левом берегу Каменки, в том месте, где сейчас расположен Входо-Иерусалимский храм. В конце XVII века митрополит Илларион перенес ее на другой берег Каменки, на Иванову гору в свою Архиерейскую слободу. Рядом с этим храмом на свои деньги в 1700 году митрополит построил деревянный теплый храм Иоанна Богослова.

В 1744 году Ильинская церковь, а также храм Иоанна Богослова были построены в камне. После революции для этих церквей с двухвековой историей наступило страшное время - Колокольня, трапезная Ильинской церкви и храм Иоанна Богослова были разрушены.

И хотя проект на воссоздание колокольни был подготовлен еще в 70-е годы XX века, из-за нехватки средств только в 2010 году колокольня Ильинской церкви была восстановлена на старом фундаменте.

В этом же году 9 мая, в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, прихожане при участии руководителей города и района посадили 65 яблонь, все они были посвящены одному из ветеранов войны или почетному гражданину Суздаля. Все деревья в Яблоневом саду фамильные, а уход за ними выполняют прихожане храма Ильи Пророка.

Место, где расположен храм, очень красивое – отсюда, с Ивановской горы, Суздальский Кремль виден, как на ладони, также открывается живописный вид на Ильинский луг. Здесь запах разнотравья и хорошо дышится. Не пожалейте время и прогуляйтесь по этим заповедным тропам (сбор трав и разжигание костров здесь запрещены).

К настоящему времени воссоздан только внешний облик храма, внутренние работы пока не проведены. Ильинская церковь остается недействующим храмом, хотя изредка здесь проходят молебны.



Автовокзал Суздаль

номер на карте

18

www.trip-guide.ru
/page_14428.htm


Автовокзал Суздаль расположен на въезде в город по адресу: улица Васильевская, 44. Здание было построено к Олимпийским играм, проходящим в Москве в 1980 году.  Возведено оно было на городской окраине (фактически за городом) для того, чтобы приезжающие туристы двигались по историческому центру древнего города-музея исключительно пешком. В непростые 90-е небольшой городок не мог содержать огромное вокзальное здание, которое постепенно приходило в упадок и не имело даже элементарных удобств: воды и отопления. Только в 2010-м началась масштабная реконструкция помещений, которая продолжается до сих пор. В настоящее время закончены ремонтные работы крыши и фасада, построена котельная, поставлены современные окна из пластика, отреставрированы туалеты. Уже сейчас стал просторным и уютным зал ожидания; функционирует обновленный кассовый зал, имеющий отдельное окошечко для обслуживания инвалидов-колясочников.

Большинство рейсов, которые обслуживает автовокзал в Суздале, отправляются в областной центр – Владимир – или из него. Помимо постоянного автобусного маршрута Суздаль – Владимир и рейсов в населенные пункты Владимирской области (Ковров, Кистыш, Мордыш и т.д.), через Суздальский автовокзал следует большое количество транзитных рейсов:

 

Как добраться до автовокзала Суздаль

Ближайшая остановка городских автобусов носит такое же название – «Автовокзал». Она является начальным пунктом маршрутов №2 (до улицы Советская) и №3 (до улицы Коровники). Несколько раз в день отсюда отправляются и рейсы, следующие по маршруту №6 (от улицы Михайловской до улицы Советской), но без заезда на Михайловскую.

 

Телефон справочной автовокзала Суздаль

(49231) 2-01-47, 2-18-45

 

Адрес автовокзала

Суздаль, улица Васильевская, 44

 

Официальный сайт автовокзала в Суздале

www.vladavtovokzal.ru